Жилищный кодекс РФ предлагает три способа управления: путем создания ТСЖ (жилищных и жилищно-строительных кооперативов) и через управляющую организацию.
Последний способ является неплохой альтернативой двум предыдущим, потому что предполагает управление домом на профессиональной основе с установлением мер ответственности за некачественное управление. В данном случае управление многоквартирным домом осуществляется на основе письменного договора, заключаемого управляющей организацией с каждым собственником помещений в доме. Чтобы не попасть впросак, собственникам квартир надо серьезно отнестись к выбору такой организации и оформлению с ней договорных отношений. На что необходимо обращать внимание жильцам при подписании договора управления?
Текст договора должен быть составлен ясным, понятным и простым языком. В нем не должно содержаться узкоспециальных терминов, в которых могут разобраться только юристы.
Договор должен содержать полный перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме, а также перечень оказываемых коммунальных услуг и их стоимость. Обязательно указывается, в какие сроки выполняются перечисленные услуги и с какой периодичностью. Например, сколько раз в неделю производится уборка лестниц, сколько раз в год и в какое время осуществляется покраска стен в подъезде.
Прописывается порядок определения размера оплаты за предоставленные жилищно-коммунальные услуги. Указывается порядок внесения такой платы: в какой банк, на какой счет, в какой форме.
Следует указать порядок проведения в доме капитального ремонта, в том числе порядок сбора денежных средств на его проведение: раз в месяц, раз в квартал, по мере надобности. К примеру, можно поручить управляющей организации перед проведением капитального ремонта провести оценку технического состояния дома с привлечением соответствующих специалистов. Кроме того, можно подготовить смету на проведение капитального ремонта и утвердить ее на общем собрании жильцов.
Если договор содержит ссылки на нормативно-правовые акты, необходимо, чтобы были указаны их реквизиты (номер, дата принятия и т.п.).
В договоре должен быть прописан порядок осуществления контроля качества предоставляемых услуг, порядок выявления и фиксирования фактов недопоставки или отсутствия поставки жилищно-коммунальных услуг, а также лица, подписывающие соответствующие акты. Необходимо указать параметры качества предоставляемых услуг, и следовательно, ответственность управляющей организации за некачественные услуги, нарушение сроков их поставки.
В договор целесообразно включить порядок расходования средств, сэкономленных в результате специальных мероприятий, проводимых управляющей организацией (например, внедрение программ по энергосбережению).
В обязательном порядке указываются реквизиты сторон. Желательно включить пункт с номерами телефонов и адресами аварийных и диспетчерских служб, в которые можно обратиться при необходимости.
Грамотное составление договора управления многоквартирным домом позволит в дальнейшем избежать множества проблем, а в случае возникновения спора - справедливо разрешить его, удовлетворив интересы стороны, чьи права нарушены.
Наталья Габрусь,
консультант Консалтинговой группы «Лекс»
на верх | обсудить в форуме